Праздники

Вороний день

 

Вороний день "Вурна хатл" (хант.), "Урна-эква хотал" (манс.) - день прихода весны, традиционно праздновавшийся в день прилёта ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье Пресвятой Богородицы, что связано, по-видимому, с христианизацией края. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных посёлках ХМАО. В Ханты-Мансийске празднование проходит в этнографическом музее под открытым небом "Торум-Маа".

 

В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калташ-эквой, помогающей при родах, или Торум-эви, небесной Девой-Матерью, принимающей облик вороны. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весенне поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица плакатами.

 

На краю деревни совершали поры (бескровное жервоприношение): ставили стол, а на него - жертвенную пищу для ворон. На берёзы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. На Казыме этому дню готовили  оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: "Не троньте наших оленей и оленят". На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо убитого на охоте оленёнка, чтобы весной приготовить праздничное блюдо для детей.

 

В преданиях ханты и манси вороны выступают покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (стружка из мягкой древесины, которые насыпались в детскую люльку) обычно складивали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои лапки. А когда улетала в тёплые края, то пролетая над селением, приговаривала: "Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где лапки свои погреть". Старые люди говорят, что ворона - хорошая птица, потому что всегда радуется рождению детей.

 

 

Праздник водяного царя Витхона

 

В настоящее время отмечается в Березовском районе и ряде национальных сёл ХМАО весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.) - водяной царь - персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров - почитается духом воды, хозяином всех водоёмов. По разным вариантам мифа Витхон - сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками. Представляется он в образе пожилого мужчины, может также принимать облик крупной рыбы. Основной обязанностью его является справедливое распределение рыбных запасов по водоёмам.

 

В день первого спуска лодок а воду Витхону коллективно приносится жертва. Этот обычай был когда-то воспринят от ханты и манси русскими старожилами края. В прошлом, как правило, практиковался ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки. В случае неудачного промысла совершались дополнительные жертвоприношения и обряды с просьбой одарить хорошим уловом. Существовал также обычай дарить Витхону самую лучшую рыбу из первого улова. В хантыйских мифах в роли Витхона часто выступает Ас-Ики ("обской мужик").

 

 

Праздник Обласа

 

Проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе поочерёдно в каждом национальном посёлке. Гвоздь праздничной программы - гонки на обласах. В каждом заезде учавствуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин до 55 лет, мужчин-ветеранов иженщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку (две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись в палочку, тянут ещё каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы). Вечером - застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

 

 

День оленевода

 

Проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах. Как правило приурочивается к Дню защитника Отечества, 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение - оленину и чай. Праздник длится целый день, на протяжении которого можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться. Самое главное зрелище праздника - гонки на оленьих упряжках. Разновидностей этих увлекательных состязаний насчитывается целых пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются  женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прижки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Новости
RSS
Ханты-Мансийский автономный округ
Ханты-Мансийск
География и климат
История
Экономика
Народы и традиции
Национальная кухня
Праздники
История в лицах
Администрация автономного округа
Обратная связь






Яндекс.Погода


.